Применение нечеткой математики для управления медико-социальными решениями в период пандемии Научная публикация
Журнал |
Вестник современной клинической медицины
ISSN: 2071-0240 , E-ISSN: 2079-553X |
||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вых. Данные | Год: 2022, Том: 15, Номер: 5, Страницы: 129-136 Страниц : 8 DOI: 10.20969/VSKM.2022.15(5).129-136 | ||||||||||
Ключевые слова | здравоохранение, организация медицинского обслуживания, пандемия, нечеткое множество, когнитивная модель | ||||||||||
Авторы |
|
||||||||||
Организации |
|
Информация о финансировании (1)
1 | Омский филиал ФГБУН «Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН». | FWNF-2022-0016 |
Реферат:
Пандемия Covid-19, охватившая мир с начала 2020 г., изменила организационные основы оказания амбулаторной помощи и психологию пациентов. Недостаточно обоснованные медико-социальные решения вели к возрастанию недовольства граждан уровнем оказания медицинской помощи. Математическое моделирование играет большую роль в понимании процессов развития пандемии и поддержки принятия управленческих решений. Цель работы - обоснование выбора оптимального решения по управлению качеством оказания амбулаторной медицинской помощи в период пандемии с применением математического моделирования. Материал и методы. Материалом для исследования служили сведения о различных аспектах работы поликлиник из 871 анкеты опроса граждан г. Омска разных возрастных категорий: 1-ая группа до 25-лет (n=145), 2-ая группа - 25-55 лет (n=540), 3-я группа - свыше 55 лет (n=186). Протокол исследования был одобрен локальным этическим комитетом. Методология исследования основана на теории нечетких множеств, математическом моделировании, применении когнитивного подхода и симплициального анализа. Результаты и их обсуждение. Выявлены факторы, влияющие на степень неудовлетворенности медицинским обслуживанием. Сформирована когнитивная карта причинно-следственных связей между ними, проведен ее симплициальный анализ и вычислительный эксперимент по определению тенденций развития неудовлетворенностью медобслуживанием в период пандемии. Выявлены гендерные и возрастные различия, показывающие, в частности, что у молодых мужчин этот показатель больше (0,6), чем у женщин (0,48), но с возрастом различия сглаживаются. Выявлены различия ведущих факторов, влияющих на удовлетворенность граждан медобслуживанием в поликлинике в допандемийный период и во время пандемии. При этом определено, что наиболее значимыми факторами будет грамотная маршрутизация на уровне регистратуры и кабинета общего приема и оптимизация режима работы поликлиники. Заключение. Использование когнитивных технологий и математического моделирования позволяет прогнозировать тенденции развития неудовлетворенности медобслуживанием при изменении отдельных его факторов и является обоснованием быстрого выбора медико-социального решения по устранению недостатков, что чрезвычайно важно в период пандемии.
Библиографическая ссылка:
Ляпин В.А.
, Маренко В.А.
, Нестерова К.И.
, Нестерова А.А.
, Мирокян Р.Г.
, Елохова Ю.
Применение нечеткой математики для управления медико-социальными решениями в период пандемии
Вестник современной клинической медицины. 2022. Т.15. №5. С.129-136. DOI: 10.20969/VSKM.2022.15(5).129-136 Scopus РИНЦ OpenAlex
Применение нечеткой математики для управления медико-социальными решениями в период пандемии
Вестник современной клинической медицины. 2022. Т.15. №5. С.129-136. DOI: 10.20969/VSKM.2022.15(5).129-136 Scopus РИНЦ OpenAlex
Даты:
Опубликована в печати: | 18 дек. 2022 г. |
Опубликована online: | 18 дек. 2022 г. |
Идентификаторы БД:
Scopus: | 2-s2.0-85177569837 |
РИНЦ: | 49930323 |
OpenAlex: | W4399471848 |
Цитирование в БД:
Пока нет цитирований